Development Center Schoolife

Центр Развития "Школа Жизни" (2010)

 

Алексей Билецкий

Кандидат психологических наук, практический психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч, автор книг и психокоррекционных методик по "Реальной психологии"

Билецкий А.Н.

фейсбуктвитер

Если у Вас есть вопросы,

Я всегда в доступности через:

alenikbel@ukr.net

или

(МТС): 066-766-69-63

(Киевстар): 097-722-56-75

Консультации и занятия проводятся при личной встречи
или
on-line через скайп: Alekse
y Biletsky

.

Я посвящаю эти строки всем, 
Кому они близки по Духу,
Но уверяю, что я нем, 
Для тех, кто верит только уху.

Мои слова разбудят Душу,
И будут силу ей дарить!
Вы только научитесь ее слушать,
Что б счастливо и вечно жить!

Билецкий А.Н

Тренинг Искусство "Риторика"

(ораторское мастерство, мастерство призентации)

121

Программа тренинга


1 модуль - Подготовка выступления (презентации).
1 модуль - Структура выступления.
1 модуль - Приемы ораторского мастерства.
1 модуль - Техника речи.
1 модуль - Взаимодействие с аудиторией.

 

Учитесь говорить!

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль

Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike), и означает дословно «ораторское искусство». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

«Ораторская мастерство» - это способность убеждения или внушения аудитории в процессе монологической речи. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

 

 

1. Подготовка выступления (презентации).

 

 

Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

 

2. Структура выступления.


Чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления и выдержать его структуру. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое.

-Логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.

-Обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.

-Введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.

 

3. Приемы ораторского мастерства.

 

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много

Пример, подобность и сравнение. Повтор (дословный, варьируемый, расширенный, частичный). Иносказание (аллегория). Призыв. Перекрещивание. Цитирование. Цепь. Антитеза (противопоставление). Намек. Преувеличение (гипербола). Вставка. Риторические вопросы. Предуведомление. Промедление. Повышение напряжения (усиление внимания слушателей). Неожиданность.

Важный прием – Фрейминг.

Очень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.

Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия.

Давайте посмотрим на опоздание с разных сторон, попытавшись изменить фрейм (рамку) ситуации:

 

- Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).

Я не опоздал, просто автобус не приехал, пришлось идти пешком.

 

- Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.

Обвинять меня - это то же самое, если бы опаздывающая на свидание девушка была бы обвинена в том, что не любит своего молодого человека.

 

- Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Мне очень приятно, что вы так заботитесь о моем образовании и восприятии вашего предмета.

 

- Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.

А если бы я опоздал, чтобы принести вам кофе (маркер, список группы, узнать в учебной части про экзамен и т.д.)?

 

- Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.

Вероятно, что проблема не в моем опоздании, а в том, что вы хотите улучшить дисциплину на ваших лекциях.

 

- Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.

Если вы так переживаете за мое опоздание, значит, вы убеждены, что я могу чему-то научиться. Спасибо, это очень приятно.

 

- Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.

Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значит для меня ваш предмет.

 

- Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.

Я, правда, так спешил, что меня могла бы сбить машина.

 

- «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

Неужели небольшая задержка определяет мое отношение к вашему предмету? Я ценю ваш предмет, а опоздание – это стечение обстоятельств.

 

- «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

Неужели ЛЮБОЕ опоздание сразу перечёркивает то, что мы все в Университете стремимся к знаниям?

 

- Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

Когда пройдет немного времени, мы будем воспринимать это опоздание и наш разговор с улыбкой.

 

- Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь ваш предмет и, правда, воспринимаю его очень серьезно. На предыдущую «математику» я вообще не пришел.

 

- Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

Почему вы считаете, что я опоздал, так как не считаю ваш предмет важным? Вас тоже в этом когда-то обвиняли?

 

- Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Из ваших уст это прозвучало, как если бы вы усомнились в важности своего предмета.

 

Еще один прием - Суфизмы

 

Софизмы (от греч. «хитрая выдумка, уловка») - это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие.


 

4. Техника речи.

 

 

Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д.

 

 

5. Взаимодействие с аудиторией.

 

 

Каждый случай, когда вы произносите речь - уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели. На самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приемы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.