Development Center Schoolife

Центр Развития "Школа Жизни" (2010)

 

Алексей Билецкий

Кандидат психологических наук, практический психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч, автор книг и психокоррекционных методик по "Реальной психологии"

Билецкий А.Н.

фейсбуктвитер

Если у Вас есть вопросы,

Я всегда в доступности через:

alenikbel@ukr.net

или

(МТС): 066-766-69-63

(Киевстар): 097-722-56-75

Консультации и занятия проводятся при личной встречи
или
on-line через скайп: Alekse
y Biletsky

.

Я посвящаю эти строки всем, 
Кому они близки по Духу,
Но уверяю, что я нем, 
Для тех, кто верит только уху.

Мои слова разбудят Душу,
И будут силу ей дарить!
Вы только научитесь ее слушать,
Что б счастливо и вечно жить!

Билецкий А.Н

 

 

 

 

Читайте статью:

"7 Волшебных правил воспитания детей"

автор: Алексей Билецкий

 

Посещайте:

Клуб психологического развития ребенка

"Белый Слоненок"

 

Жизненный путь ребенка

Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт  для  окружающего  мира.  Любящим и  внимательным  родителям  его поведение  кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребенка становится все более скрытой от посторонних глаз, а поведение — все менее объяснимым и предсказуемым.

Психологическая наука утверждает, что любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или слишком поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

Этапы развития человека:

Раннее младенчество (до 1 года). Развитие ребенка определяется почти исключительно общением с взрослыми людьми,  в  первую  очередь,  с матерью. Он  не  воспринимает  себя  как  существо отдельное  и его не воспринимают таковым окружающие. Здесь еще нет «Я», а есть только «Мы» (младенец и мама как единое целое). В это время для ребенка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающих.

Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Становление этих важных для личности качеств опять в значительной степени зависит от характера общения со взрослыми. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Трехлетний малыш — уже личность, но еще не настолько взрос­ лая, чтобы обойтись без помощи других, более зрелых личностей.

Раннее детство (от 3 до 5 лет). Ребенок активно изучает окружающий мир, подражает взрослым. Он становится вездесущим «почемучкой», маленьким исследователем с живым воображением.

Среднее детство (от 5 до 11 лет). Формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков. Как начинающий писатель или музыкант, создавший свое произведение, он с замершим сердцем ожидает отклика публики.

Кризисы детства:

Психологи выделяют четыре критические точки в детском развитии: 1 год. 3 года, 6-7 лет и 16 лет.


Кризис первого года жизни.  Его содержание связано с тремя моментами:началом ходьбы, которая для ребенка становитсяосновной формой передвижения в пространстве; становлением речи — этот процесспроисходитпостепенно и длится примерно три месяца; с первыми актами протеста и оппозиции — ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Кризис третьего года жизни. Первое, с чем приходится сталкиваться родителям,- это негативизм, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому,  что  это исходит от взрослых.  Еще одна из основных черт этого возраста – упрямство. Малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. И, наконец, ярко проявляется стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. Донаступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое, деспотичное существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так но похоже на прежнее шелковое, милое создание, что весь этот критический возраст назвали «возрастом строптивости».

Кризис шести-семи лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу - но боюсь, хочу и то, и другое,надо - но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в  этом  мире.

Кризис подросткового возраста. Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9-11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание - самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по праву называют «трудным».
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис - толчок в развитии новых качеств на каждом из этапов.

Задачи возраста:

Долгий и сложный путь взросления от младенца до самостоятельного, ответственного и успешного человека - это приобретение знаний и умений, разрешение внутренних противоречий и преодоление внешних препятствий. В каждом возрасте свой круг особо значимых задач развития, которые психологи называют задачами возраста.

 

От рождения до трех лет -

• Приобретение доверия к миру.

• Создание фундамента эмоционального развития.

•Психомоторное развитие (исследование собственного тела, управление им).

• Овладение речью.

• Формирование основ управления вниманием и поведением (способность выполнять инструкции взрослых).

 

Младший дошкольник (3-5 лет) -

• Развитие речи как инструмента общения и условия развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка…

• Развитие инициативности и активности окружающего мира (возраст «почемучек»).

 • Первые шаги в освоении социальных семейных, профессиональных, социальных ролей (игры в «школу», «магазин», «дочки-матери»).

• Активное фантазирование и проявление творческих способностей.

 

Старший дошкольник (5-7 лет) -

• Целенаправленное развитие интеллектуальных навыков и способностей при активном участии со стороны взрослого.

• Развитие способности произвольно управлять поведением и вниманием.

• Осознание собственной половой принадлежности.

• Развитие навыков общения со сверстниками.

 

Младший школьник (7-10 лет) -


• Учебная деятельность, в которой проявляются способности в различных сферах.
• Активное формирование самооценки.
• Развитие инициативности и самостоятельности.

Младший подросток (11-13 лет) -


• Начало активного самопознания.
• Формирование ответственности и самостоятельности.
• Развитие индивидуального познавательного стиля.
• Развитие навыков общения и установления отношений со сверстниками.

Старший подросток (14-18 лет) -  


• Психологическое отделение от родителей, обретение психологической независимости.
• Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей).
• Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков.
• Начало профессиональной ориентации, определение приоритетной области интересов.
• Обретение устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам.
• Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением, принятие и освоение половой роли.
• Активное познание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков.